Запатентованная технология Stereo Dimensional Array
В середине 80-х Polk Audio разработали одну из своих самых известных технологий — Stereo Dimensional Array (SDA). Суть заключалась в том, чтобы расширить звучание стереосистемы, добавив объема и детальности.
Для правильной работы SDA производитель использовал несколько излучателей в каждой АС (массив) и схему, по которой левая и правая колонки обменивались негромкими аудиосигналами с небольшой задержкой. Эта сложная система подавляла «ненужные» для слушателя звуки, которые снижали качество стереофонического эффекта.
Stereo Dimensional Array (SDA)
Технология SDA используется компанией по сей день, но с рядом изменений. Если первоначальной целью было погашение нежелательных перекрестных помех от двух колонок, то теперь SDA используется в саундбарах и других системах, оснащенных DSP-процессорами. SDA — это основа фирменного окружающего звука Polk Audio.
SDA-SRS
В 1985 году в модельном ряду компании появились большие напольные колонки SDA-SRS. В каждой системе было задействовано по четыре твитера и восемь среднечастотников. За НЧ отвечал один большой пассивный излучатель на 15 дюймов. Масса одной АС — 83 кг. Стоимость пары колонок на момент выхода составила 3 000 долларов США. Среди аудиофилов эту модель принято считать одним из главных творений Polk с использованием SDA.
Реорганизация
Вторая половина 90-х началась с реорганизации. В конце 1995 года президентом компании стал Джеймс Херд (James Herd), который ранее был сотрудником Bose.
Отцы-основатели Polk Audio Мэтью Полк и Джордж Клопфер продолжали занимать управляющие посты. Для более эффективной работы бизнес разделили. Каждое из новых подразделений выполняло свои задачи: автомобильные колонки, домашняя техника, разработка технологий и т.д.
К 1998 году компания Polk была партнером и владельцем нескольких фирм, производивших акустические системы класса High End, автомобильные динамики, а также относительно недорогие ДК-комплекты (бренд Eosone).
В 1999 году руководство Polk Audio приняло стратегическое решение: совет директоров прекратил открытую продажу акций и вернул бизнес к закрытой форме.
В новое тысячелетие Polk шагнула, будучи одним из крупнейших мировых производителей акустики с ежегодными продажами свыше 70 млн долларов.
Вхождение в состав Directed Electronics и наши дни
В 2006 году компания заключила соглашение с Directed Electronics, согласно которому бренд Polk Audio стал собственностью Directed, а руководство Polk, включая Мэтью Полка, вошло в состав консультативного совета Directed Electronics.
HTS Sub 10
В наши дни бренд Polk Audio является дочерним предприятием корпорации DEI Holdings, образованной в 2008 году в результате ряда преобразований внутри Directed Electronics. Непосредственным управлением компании Polk занимается специальное подразделение Sound United (в это объединение также входят Definitive Technology и Boom). Производственные центры, офисы и центры по разработке расположены в Сан-Диего и Балтиморе.
Актуальный модельный ряд Polk Audio состоит из восьми линеек. Помимо домашней проводной и беспроводной акустики, фирма предлагает сабвуферы, смарт-колонки, уличные колонки, инсталляционные системы, а также акустику для яхт, автомобилей и мотовездеходов. В каталоге представлено несколько серий классических напольных и полочных колонок на базе фирменных технологий.
Signature S30 Center
Среди главных используемых технологий сегодня Polk Audio выделяет диффузоры повышенной прочности, фазоинверторы Power Port со сниженным шумом и усиленным басом, запатентованные кроссоверы Cascade Crossover, систему оптимизированной передачи диалогов Voice Adjust и технологию SDA.
Источники
1. http://www.fundinguniverse.com/company-histories/polk-audio-inc-history/
2. https://en.wikipedia.org/wiki/Polk_Audio
3. https://www.polkaudio.com/our-story
4. https://www.polkaudio.com/for-cars
Два к одному
Акустическое оформление модели Т50 стало для меня еще одним поводом вспомнить о том, как разрабатывали акустику в прошлом веке. То были действительно золотые времена для инженеров, которые стремились превзойти друг друга оригинальностью конструкции. Отголоском той эпохи мне показалось применение в напольниках от Polk Audio закрытого корпуса с пассивными излучателями. В данной ценовой категории встретить что-либо, кроме фазоинверторного корпуса — уже большая удача, а использование пассивных излучателей — и вовсе незаурядное явление.
Единственное, чем можно объяснить тот факт, что инженеры Polk Audio пошли не проторенной дорогой фазоинверторов (в совершенствовании которых они, кстати, немало преуспели) — наличие современного измерительного комплекса и применение методов компьютерного моделирования, существенно упрощающих процесс разработки.
Маркетологи назвали это технологией Dynamic Balance. Суть ее сводится к тому, что инженеры имеют возможность отследить и устранить паразитные резонансы всех излучателей. Что, очевидно, распространяется и на пассивные излучатели. В итоге, с точки зрения электрики Т50 имеет двухполосную конструкцию, но еще два излучателя в корпусе являются пассивными басовыми излучателями, благодаря чему отдача по низким частотам увеличивается кратно.
Диффузоры СЧ/НЧ-динамиков и пассивных излучателей идентичны — они изготавливаются из полимерного композита и устанавливаются на мягком резиновом подвесе. Твитер имеет шелковый купол стандартного калибра 1 дюйм, оформленный в рупор. Корпус изготовлен из МДФ и охарактеризован производителем как антирезонансный. Вес одной колонки в упаковке составляет 9,5 кг. Чистый вес одной колонки не указан, но фактически они оказались легче, чем можно было ожидать при таких габаритах.
От середины вверх
Начиная с верхнего баса и до предела слышимости верхних частот, Т50 производят впечатление вполне сбалансированной и ровной по характеру акустики. Подача музыки в хорошем смысле нейтральная и точная — тот самый саунд Polk Audio, который я помню со времен первого знакомства с акустикой этого бренда.
Рупорное оформление твитера дает недвусмысленный намек на то, что акустику лучше направлять на слушателя. И действительно, получить наилучшую локализацию виртуальных источников звука можно только при сравнительно небольшом отклонении от оси излучения, когда из точки прослушивания вы можете разглядеть купол твитера и стенки рупора на всю глубину.
Соблюдая это условие, интересно поэкспериментировать с глубиной и шириной сцены, меняя поворот осей излучения и расположение точки прослушивания. При должном усердии можно выстроить сцену так, что концертная версия «Отеля Калифорния» будет звучать эталонно.
А если аудиофильские задачи в повестку дня не входят и нужно просто озвучить помещение, можно смело ориентировать оси излучения параллельно друг другу. В этом случае не будет столь точной локализации и подробной проработки сцены, но комната равномерно заполнится звуком
Важно, что и тональный баланс от этого не пострадает
Даже большое отклонение от оси не дает существенного влияния на общую подачу музыки и не меняет общее восприятие. Вокальный диапазон сохраняет интонационную точность. Некоторая разница в оттенках наблюдается только в верхнечастотном диапазоне: на оси звук более светлый, а вне оси скорее нейтральный. В обоих случаях акустика сохраняет жанровую универсальность, комфортную, не раздражающую подачу даже сложной для восприятия музыки, а так же очень достойную для своего класса степень детализации.
В «Let There Be Love» Laura Fygi акустика аккуратно и ненавязчиво, не разрушая общей музыкальной картины, подчеркивает аудиофильские прелести записи, едва заметные шумы, шорохи, вздохи и прочие мелочи. Сибилянты в «In My Secret Life» Katie Melua слух не режут, звучат красиво и пикантно, как им и положено звучать в приличной системе.
Т50 в целом очень красиво обходятся с женским вокалом. Степень выразительности и артикулированости, которую они демонстрируют на такого рода музыкальных композициях, иногда просто завораживает. LP так вообще до мурашек пробирает. Оторваться от прослушивания довольно сложно.
Чем больше я перебирал записей джаза, классики, акустической музыки и рока всевозможных течений и направлений, тем больше мне хотелось отметить тот факт, что Т50 звучат детально.
Например — гитарные партии в первом альбоме Alex Clare не воспринимаются как шум или гул. Хорошо понятен каждый рифф и удар по струнам. А на «Blackstar» Дэвида Боуи Т50 хорошо передали общую мистическую атмосферу композиции, не запутались в ритмических рисунках и хорошо справились с форсированным басом. Иными словами, эти напольники способны донести суть музыки разных жанров, не утратив чего-либо по-настоящему значимого. А это, согласитесь, ценное свойство.
Обращение к классике
Впервые увидев фото модели Т50 и ознакомившись с ней более подробно во время теста, я не мог избавиться от ощущения, что уже встречал эту модель, и даже не один раз. Поиск известных аналогий увенчался успехом, когда погружение в глубины памяти дошло до моделей девяностых годов.
Именно в то время был популярен такой дизайн и форм-фактор: корпуса квадратного сечения, установленные на подиумы, матовая черная отделка, черные излучатели, незатейливая конструкция с вклеенной задней стенкой.
В девяностых такой подход был вполне уместен даже в старших линейках, ведь дизайн волновал разработчиков куда меньше, чем качество звучания
В наше время Т50 вряд ли могут смешаться с толпой, но наверняка привлекут внимание аудиофилов со стажем
Осталось сказать о том, что акустика серии Т производится лишь в одном варианте отделки — это виниловая пленка весьма похожая на шпон с черным матовым лаком. Использование полностью черной расцветки остальных элементов, таких как фланцы и диффузоры динамиков, шурупы и крепления гриля делает внешность акустики фактически монохромной: что с грилем, закрывающим весь фасад до пола, что без него.
Государственные кредиты и первая АС с мировым успехом
К 1976 году в компании работало 12 человек. Производство перенесли из маленькой гаражной мастерской в большой арендованный дом викторианской эпохи в пригороде Балтимора.
Благодаря нескольким кредитам от государства, Polk смогли существенно расшириться: к концу 70-х годовая выручка составляла 3,6 млн долларов США, а в штате было уже более 100 работников.
Monitor 7
Одной из самых успешных акустических систем, созданных на ранних этапах, была модель Monitor 7 (1974 год). Колонка отличалась относительно простым устройством (купольный твитер с серебряной катушкой, вуфер 6,5 дюймов и пассивный басовик 10 дюймов). Любители и профессионалы хвалили модель за полноту звука, быстрый мощный бас и отсутствие необходимости в усилителях с высокой производительностью.
Позже на базе Monitor 7 были разработаны модели Monitor 10 и Monitor 12, которые также снабжались пассивными излучателями и звучали особенно басовито.
На основе баса
Акустика Polk Audio частенько радовала основательным подходом к воспроизведению басовой области, вот и у Т50 пассивные излучатели дают для музыки мощный и основательный басовый фундамент. Это не та степень форсирования баса, при которой басовая линия начинает доминировать и искажает тональный баланс, но то количество низких частот, при котором можно легко озвучить большую комнату, а о необходимости включить в систему сабвуфер мыслей не возникает. Даже в домашнем кинотеатре необходимость в дополнительном НЧ-звене можно поставить под вопрос.
В электронной музыке бас четкий, собранный, даже самые масштабные, растекающиеся по помещению басовые эффекты воспроизводятся без размывания, размазывания во времени. Сочетание упругой плотной бас-бочки и агрессивного слэпа на бас-гитаре ранних Rage Against The Machine тоже не оставляет равнодушным. Такого сфокусированного и при этом тембрально насыщенного воспроизведения НЧ-диапазона в данном ценовом сегменте нужно еще поискать. По глубине баса особых претензий нет.
Если вы любите дабстеп, хип-хоп или планируете использовать Т50 в системе домашнего кинотеатра, убедитесь, что в помещении для прослушивания не будет предметов способных звенеть и резонировать под воздействием низкочастотных волн. T50 вполне способны оживить сервиз в шкафу, а уж подвесной потолок типа Армстронг однозначно пустится в пляс.
Всю же ценность пассивных излучателей можно ощутить на записях японских барабанов. Они в исполнении Т50 были абсолютно гармоничны, полновесны и убедительны.
Мексиканское производство и запуск кинотеатральной линейки
В первой половине 90-х предприятие столкнулось с замедлением роста продаж и снижением объемов. Трудности были вызваны высокой конкуренцией.
Тем не менее, развитие продолжалось: продукция Polk продавалась в сотнях магазинов США, а также в Европе. Для продвижения бренда за океаном компания создала специальное европейское подразделение, главой которого стал Питер Гаскарт (Peter Gaskarth) из британского концерна AGI.
Signature Reference Theatre (SRT)
В 1995 году в целях экономии Polk Audio объявила о переносе производства в Мексику. В Балтиморе решили оставить цех по сборке дорогой высококлассной акустики. Параллельно с переходом на мексиканское производство, фирма запустила серию акустических систем для домашних кинотеатров Signature Reference Theatre (SRT).
В 90-е годы, помимо ДК-систем, Polk развивала линейку автомобильной акустики. Большинство выпускаемых автомобильных колонок предназначались для замены штатных систем.